Старообрядчество Подольской губернии в 1850-х гг.по донесению Евсевия, еп. Подольского и Брацлавского[1].
Сведения о старообрядцах Подольской епархии были предоставлены еп. Евсевием в виде донесения Правительствующему Синоду согласно требований секретного Указа Святейшего Синода за №37, от 28 июля 1853 года. Донесение содержится на семи листах (формат 220х350 мм.) рукописного текста, собственноручно подписанного еп. Евсевием и датированного 14 февраля 1854 года. По признанию Евсевия, сбор материалов для донесения осуществляли «доверенные духовные лица».
Учитывая, что документ составлен в рамках официальной, синодальной церкви мы допускаем возможность некоторых неточностей в оценке состояния старообрядчества, но все же этот материал позволяет получить общее представление о распространении сторонников древлего православия в Подольской епархии. Составителями докладной отмечены все основные факторы жизни и деятельности местного старообрядчества.
Из документа следует, что на данной территории проживали представители как поповских согласий, так и безпоповцы, которые в официальных документах именовались «дьячковцами». Так на протяжении всего 19 века в Малороссии называли безпоповцев, так как общинами руководили дьячки (наставники)[2] и которые к известным на Ветке и в Стародубье беглопоповцам-дьяконовцам отношения не имели, а принадлежали к Поморскому согласию. Общее количество старообрядцев в Подольской епархии определялось в количестве 7887 человек обоего пола, из которых подавляющее большинство принадлежало к поповским согласиям.
Наибольше число старообрядцев проживало в Винницком (2312 чел.), Брацлавском, Ямпольском, Литичевском и других уездах. В Могилевском уезде и г. Гайсине сторонников старых обрядов находилось наименьше количество. В Каменецком и Проскуровском уездах постоянных жителей старообрядцев составителями докладной не зафиксировано. Безпоповцы проживали главным образом в Литинском уезде. Кроме того в Ольгопольском уезде были отмечены два монастыря, мужской в количестве 34 иноков и послушников и женский с числом насельниц в 28 человек.
Руководители старообрядцев авторами докладной разделены на несколько категорий, среди которых указываются:
1. Люди грамотные и начитанные.
2. Избранные наставники, так называемые «дьячки».
3. Проживающие в монастырях иноки и инокини, которые ходят по селам, совершают требы, утверждают в вере и по словам еп. Евсевия «укрепляют в среде старообрядцев дух противления».
4. Так называемые «сборные старосты» и подрядчики, ходящие среди старообрядцев и собирающие средства на содержание часовен моленных домов, а так же приискивающие рабочих-старообрядцев на совершение разнообразных подрядов.
5. Старообрядческие священники, которые к тому времени уже появились в приграничных городах Российской империи, таких как Хотин, Измаил и Аккерман.
Материальное положение старообрядцев в общем определялось как незначительное, а основными занятиями являлись хлебопашество, мелкая торговля и ремесло. Источниками основного дохода старообрядческих обществ Подолья указывались пожертвования от больших обществ Измаила, а так же Малороссийских и Великороссийских губерний. Особенно такую помощь деньгами и имуществом получают монастыри, которые в свою очередь оказывают помощь небольшим старообрядческим обществам.
В качестве значительного фактора поддержания старообрядчества в епархии епископ Подольский Евсевий кроме «грубости и невежества самих раскольников» указывал на потворство и послабление со стороны местных чиновников Земской полиции, — «которые в поддержании раскола видят для себя средства к обогащению».
Подводя в докладной итог состояния старообрядчества на подотчетной территории Подольской епархии, еп. Евсевий предлагает способы воздействия на старообрядцев с целью их привлечения в официальную церковь и о необходимых для этого мероприятий. Вот только некоторые из инициатив:
· Ввести обучение старообрядческих детей в приходских школах синодальной церкви.
· Закрыть старообрядческие моленные дома и всячески пресекать возможность совершения треб.
· Ввести строгий надзор за чиновниками и повысить служебную дисциплину.
· Непризнавать законными браки совершенные старообрядцами.
· Повысить образование синодальных священников.
· Для Винницкого уезда назначить в городской храм настоятелем профессора семинарии с магисторской степенью.
Причем Евсевий лично брался произвести отбор духовных лиц призванных служить в приходах в которых были распространены старообрядцы, а в одном из приходов даже запретил в служении священника за неблагонадежность, которая проявлялась в общении со старообрядцами.
Исследуя такие донесения как представленное, мы имеем возможность не только узнавать о численности и распространении старообрядцев, но и получать обзорную информацию о разнообразных сторонах деятельности, хозяйственной жизни, материальном и духовном состоянии старообрядчества.
На фото старообрядческое кладбище в г. Литин (Винницкая обл.).
Уезды Подольской губ. | Кол-во старообрядцев |
Винницкий | |
Брацлавский | 1305 |
Ямпольский | 1064 |
Литичевский | 733 |
Ушицкий | 701 |
Литинский | 667 |
Ольгопольский | 538 |
Балтский | 437 |
Могилевский | 70 |
Каменецкий | — |
Проскуровский | — |
Город Гайсин | 60 |
Итого: | 7887 |
[1] Донесение еп. Евсевия Подольского и Брацлавского в Правительствующий Синод. (14.02.1854 г.) – копия документа хранится в архиве Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви (Москва).
[2] Безгодов А.А., Писаревский А.Ю. Путеводитель по древлеправославным (старообрядческим) согласиям: справочник. – М., 2004.
А.А. Безгодов. (Музей истории и культуры старообрядчества, г. Москва.)
Доклад на Одесской конференции в 2005 г. (г. Килия)